RAD.NEWS / СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА
РЕНЦО ПИАНО – ОСНОВАТЕЛЬ АРХИТЕКТУРНОГО СТИЛЯ ХАЙ-ТЕК
RAD.NEWS / СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА
РЕНЦО ПИАНО – ОСНОВАТЕЛЬ АРХИТЕКТУРНОГО СТИЛЯ ХАЙ-ТЕК
Фото: https://legko.com
Сегодня вновь поговорим об архитектуре. Мы познакомим вас с еще одним мэтром современности и его работами – итальянским мастером Ренцо Пиано. Его по праву считают отцом-основателем стиля хай-тек, хотя сам он не привык ассоциировать себя с этим направлением. В нашем материале поговорим о творческом пути Ренцо Пиано, его видении архитектуры, а также величайших постройках его бюро.
Ренцо Пиано родился в 1937 году в Генуе, Италии. Будущий архитектор вырос в семье строителей, но увлечение архитектурной пришло к нему только в подростковом возрасте, когда родной город восстанавливался после второй Мировой войны.

Трудолюбивый настрой сопровождал Пиано напряжении всей молодости. Во время учебы в Миланском политехническом институте, в начале 1960-х, начинающий архитектор работал на стройках своего отца. После выпуска Ренцо остался в учебном заведении, только теперь в роли преподавателя, параллельно работая над несколькими небольшими проектами. Однако в 1969 году он сделал шаг, который навсегда определил его карьеру.
Культурный центр Жан-Мари Тжибау
Стремясь расширить кругозор и найти новые возможности для архитектурных экспериментов, Ренцо Пиано с женой и детьми переехал в Лондон, где познакомился с молодым английским архитектором, разделявшим его интерес к проектированию зданий – Ричардом Роджерсом. На тот момент новый приятель заканчивал строительство новаторского Уимблдонского дома. Объединенные общей идеей и желанием творить, Ричард Роджерс и Ренцо Пиано создали собственное бюро – Piano & Rogers. Изначально проектов было не так много, да и большой популярностью студия не пользовалась. Однако в один день все изменилось. В 1971 году Piano & Rogers выиграли конкурс, став первыми среди 681 международной заявки. Так, два компаньона получили заказ на проектирование Центра Помпиду – крупная выставочная площадка, которая, как ожидалось, должна была возродиться в Париже после известных волнений 1968 года.

Дизайн, разработанный совместно с итальянским архитектором Джанфранко Франкини, а также Питером Райсом и Тедом Хаппольдом из Ove Arup & Partners, был основан на идее гибкости и прозрачности. Монументальное 10-этажное здание занимает только половину объекта, оставляя перед собой место для просторной общественной площади. Собранный как огромный набор деталей центр имеет все цветовые обозначения на внешней стороне: синий для трубопроводов системы кондиционирования, красный для трубчатых эскалаторов и лифтов, желтый для электрики, а зеленый для циркуляции воды. Такое решение освободило пространство изнутри для создания огромных выставочных площадей без колонн. Именно после этого сооружения мировое сообщество определило Пиано как основателя стиля хайтек.

По итогу этот проект во многом стал уроком для Пиано и его коллег. Впоследствии здании использовалось не только как политический инструмент (сооружение получило название в честь покойного президента и премьер-министра Жоржа Помпиду), но и как жертва неоднозначной критики и судебных исков. Поэтому неудивительно, что в 1977 году, когда здание открылось, Пиано и Роджерс почувствовали, что пора двигаться дальше. Они больше никогда не работали вместе, хотя и по сей день поддерживают близкие, почти братские отношения. Перед разделением Piano & Rogers друзья построили ряд других высокотехнологичных зданий, включая штаб-квартиру B&B Italia в Комо, Италия, фабрику ароматов UOP в Тадворте, Великобритания и др.

Центр Помпиду
В отличие от Роджерса, продолжавшего экспериментировать с идеями, которые отразились в Центре Помпиду к внутреннему и внешнему строению, в 80-е годы творчество Пиано приняло более серьезный и собранный характер. Архитектор остался в Париже, где живет и работает до сих пор, там он открыл собственное бюро Renzo Piano Building Workshop.

«Menil Collection» в Хьюстоне, штат Техас, был следующим крупным проектом, созданным Пиано. Это музей, в котором хранится коллекция из 10 000 произведений искусства Доминика и Джона де Мениля. Здание выглядит удивительно легким. Оно содержит 2800 квадратных метров галерей и общественных мест, организованных вокруг центральной конструкции и зимнего сада. Пиано убежден, что произведения искусства следует показывать при дневном свете, поэтому он и Райс разработали систему бетонных «листьев», которые функционируют как жалюзи, пропускающие солнечный свет, не повреждая произведения. Прежде чем воплотить задуманное в жизнь, команда Пиано построила в своей студии полномасштабный макет галереи. Это оказалось настолько полезным, что изготовление моделей 1:1 стало стандартной практикой в студии с тех самых пор.

Menil Collection
Последовательность и рациональность в проектах Пиано становится вполне очевидна за последние 20 лет. Такие проекты, как New York Times Building в 2007 году, Калифорнийская Академия наук в 2008 году и Музей Уитни в 2015 году демонстрируют устойчивость и основательность архитектуры особенно сильно. Однако и у этого правила бывают исключения.
New York Times Building, Калифорнийская Академия наук, Музей Уитни
Создав знаменитый лондонский The Shard в 2012 году, Пиано доказал, что небоскреб может быть хрупким. Здание названо «Shard», что в переводе означает «осколок», оно облицовано тысячами стеклянных панелей, которые сияют на солнце. Форма небоскреба представляет собой вид неправильной пирамиды. Другим удивительным объектом для Ренцо Пиано стал Фонд Жерома Сейду-Пате. Такой архитектуры Пиано мы ранее не видели. Здание сложно назвать традиционным. Его купол, напоминающий панцирь броненосца, изготовлен из стекла и перфорированных алюминиевых панелей. Когда-то на этом месте находился театр, со временем переоборудованный в кинозал. Поэтому то, что сегодня здесь появился Фонд киностудии «Pathé», весьма символично.
Небоскреб "Shard" и Фонд Жерома Сейду-Пате
Пиано, безусловно, является архитектором с большим энтузиазмом к дизайну. Сейчас мастеру 83 года, и он не собирается останавливаться. В настоящее время его студия ведет множество проектов, включая музей кино в Лос-Анджелесе и жилой небоскреб в Нью-Йорке. Как считают многие критики, его универсальность может стать тем, что движет устремлением высоких технологий в будущее, и мы с этим полностью согласны.

Благодарим вас за прочтение и будем рады вашим комментариям!
Юлия Капункина
Елизавета Ширяева
Оценка качества статьи.
Пожалуйста, оцените качество материала, насколько он был вам полезен. Это очень важно для нас.
Понравилась ли вам статья? Узнали ли вы что-то новое?
Благодарим вас за обратную связь! Это очень важно для нас. Мы делаем всё возможное, чтобы контент был максимально интересным, полезным и увлекательным!
Вам также может быть интересно