Можете дать несколько советов, основанных на вашем личном опыте, что же нужно сделать, чтобы собеседование в топовое бюро Франции заняло всего 5 минут?
1. Нужно иметь статус студента, потому что юридически только с таким статусом вы можете проходить стажировку во Франции;
2. Очень важно портфолио не только по содержанию, но и по оформлению – вёрстке здесь уделяется колоссальное внимание, в отличие от наших дизайн-школ. Для французов важно, чтобы портфолио было грамотно скомпоновано, шрифты сочетались с общей концепцией, чтобы всё выглядело гармонично. Логично, что те же запросы у них и к оформлению резюме.
Также нужно понимать, какие интерьеры вы показываете. Я, например, часто вижу, как наши дизайнеры демонстрируют такие работы, которые совсем не отвечают французской эстетике. Удивить креативностью – это точно не лучшая идея. Французы не очень понимают большое количество цвета и разнообразия фактур. У них всё очень тонко, совсем на полутонах. Поэтому посмотрите на свои проекты и либо переделывайте свои работы, подгоняя их под французское восприятие, либо изначально отбирайте подходящие.
3. Казалось бы, безумно воспитанный русский человек нередко может быть абсолютно бестактным для французов. Здесь гипервежливость и воспитанность возведены в абсолют, много куртуазности, в письмах есть определённые шаблоны, как начинать и заканчивать своё сообщение. Обращайте на это особое внимание.
4. Свободное владение языком. Теоретически можно найти работу у иностранных архитекторов, но если вы хотите сотрудничать именно с французами, то знание их родного языка необходимо. Английский в работе безусловно нужен, потому что клиенты по всему миру и важно с ними коммуницировать, но базовый язык общения с коллегами – всегда французский.
Расскажите о вашей сегодняшней работе в бюро Jean-Louis Deniot.
У Жана-Луи Денио потрясающий уровень качества выполнения чертежей. Я сталкивалась с другими бюро во Франции и там чёрт ногу сломит, то есть никто не говорит о том, что происхождение из той или иной страны даёт индульгенцию и сразу все рождаются с прямыми руками и замечательным вкусом. Если говорить глобально, то у французов насмотренность лучше, потому что они с детства больше внимания уделяют культуре и искусству. Если же рассуждать о качестве работ, то оно везде разное, но у Жана-Луи – максимально высокое. Такой уровень достигается благодаря большой команде, которая прорабатывает проект до мельчайших подробностей – нет неважных углов, моментов, каждая ручка, деталь, винтик отрисовываются. Из этого и состоит последующее качество. Как пример, отель в Париже Nolinski, те, кто там был, ощущают абсолютную гармонию пространства, чем и славится Жан-Луи. Потолок перетекает в стены, пол. Нет никакой лишней детали, всё очень гармонирует по цветам, геометрии, пропорциям и объёмам, так как очень много работается с развёрками, дорабатывается каждый нюанс. Плюс, мы, отдел архитекторов, работаем над базой, основной работой, над всей документацией и т.д., а отдел декораторов работает над подбором материалов, предметов мебели и прочее.
Также у Жана-Луи колоссальная трудоспособность. Он действительно всё время в студии, всё время работает. Он не такой гламурный товарищ «я художник, я так вижу», что-нибудь накалякал и убежал. Он реально постоянно присутствует, у него очень напряжённый рабочий день с графиком, расписанным на три недели вперёд. Мы все записываемся к Жану-Луи на совещания – всё это делается заранее. И он действительно одарённый человек – Жан-Луи держит все проекты в голове (а их одновременно около 30). Когда приносишь ему чертежи или развёртки каких-то отдельных помещений этого проекта, а у него перед этим была другая встреча и после меня еще несколько, он моментально переключается, за 2 минуты придумывает решение, совмещая пожелания клиентов и своё видение. Высокая скорость принятия решения, и при этом он сразу делает красиво. Это то, чему у него действительно стоит поучиться.