RAD.NEWS / ДИЗАЙН В ИСТОРИЯХ
ГРЕТА ШЮТТЕ-ЛИХОЦКИ И ЕЁ КУХОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Полагаем, сегодня мало кто задумывается о том, как была создана и спроектирована кухня. В этом месте мы проводим большую часть своей жизни – готовим, едим, общаемся с семьёй, отдыхаем. Для нас это обыденность. Однако кто тот волшебник и создатель, сумевший так эргономично распределить пространство? Сегодняшняя публикация посвящена уникальной женщине-архитектору, которая более 90 лет назад спроектировала такой кухонный гарнитур, которым мы с вами до сих пор пользуемся ежедневно.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА ГРЕТЫ ШЮТТЕ-ЛИХОЦКИ

23 января 1897 – 18 января 2000.

Грета Шютте-Лихоцки – Первая в Австрии женщина-архитектор. Известна как создательница «Франкфуртской кухни».

В основе ее архитектуры – принципы школы «Баухаус» и Вальтера Гроппиуса. Эргономичность, простота и функциональность – отличительные черты её проектов. В 1926 году для типовой застройки во Франкфурте спроектировала кухню. Принципы эргономики пространства, разработанные Гретой Лихоцки, лежат в основе современной встраиваемой кухни.

В 30-ые годы XX века в составе группы немецких и австрийских архитекторов работала в СССР, проектируя новые промышленные города, в частности Магнитогорск и Новокузнецк.

Активная участница австрийского антифашисткого движения. 4 года провела в концлагерях.

Удостоена большого количества наград в области дизайна и архитектуры.

Скончалась в 2000 году от осложнений после гриппа.
RAD.NEWS / ДИЗАЙН В ИСТОРИЯХ
ГРЕТА ШЮТТЕ-ЛИХОЦКИ И ЕЁ КУХОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА ГРЕТЫ ШЮТТЕ-ЛИХОЦКИ

23 января 1897 – 18 января 2000.

Грета Шютте-Лихоцки – первая в Австрии женщина-архитектор. Известна как создательница «Франкфуртской кухни».

В основе ее архитектуры – принципы школы «Баухаус» и Вальтера Гроппиуса. Эргономичность, простота и функциональность – отличительные черты её проектов.
В 1926 году для типовой застройки во Франкфурте спроектировала кухню. Принципы эргономики пространства, разработанные Греттой Лихоцки, лежат в основе современной встраиваемой кухни.

В 30-ые годы XX века в составе группы немецких и австрийских архитекторов работала в СССР, проектируя новые промышленные города, в частности Магнитогорск и Новокузнецк.

Активная участница австрийского антифашисткого движения. 4 года провела в концлагерях.
Удостоена большого количества наград в области дизайна и архитектуры.

Скончалась в 2000 году от осложнений после гриппа.
Полагаем, сегодня мало кто задумывается о том, как была создана и спроектирована кухня. В этом месте мы проводим большую часть своей жизни – готовим, едим, общаемся с семьёй, отдыхаем. Для нас это обыденность. Однако кто тот волшебник и создатель, сумевший так эргономично распределить пространство? Сегодняшняя публикация посвящена уникальной женщине-архитектору, которая более 90 лет назад спроектировала такой кухонный гарнитур, которым мы с вами до сих пор пользуемся ежедневно.
ПУТЬ ЖЕНЩИНЫ, ИЗМЕНИВШЕЙ НАШУ ЖИЗНЬ

«Я уверена, что каждый миллиметр имеет смысл, каждый миллиметр в пространстве преобразуется в трех измерениях и имеет свою функцию. Но при этом нужно помнить и о социальных аспектах. Ведь дом – это своего рода реализованная организация наших жизненных привычек», – Грета Шютте-Лихоцки.

В 1897 году в Австрии родилась Грета Шютте-Лихоцки – архитектор и дизайнер, совершившая большую эргономическую революцию на маленькой кухне площадью всего 6,5 квадратных метров.

Жизнь Маргарете Шютте-Лихоцки была полна ярких и трагичных событий, тесно переплетённых с перипетиями мировой истории. В 1918 году Грета поступает в Венскую школу художественных промыслов и становится первой в Австрии женщиной-архитектором. Смелость, честность, принципиальность и новаторство отличали характер Греты на протяжении всей жизни. Вся западная Европа в этот период была увлечена идеями легендарной школы «Баухаус», молодые немецкие и австрийские архитекторы стремились создавать здания, интерьеры, предметы мебели, которые бы отличала простота линий и функциональность. Этими идеями, а также мыслями социал-демократической партии Австрии следовала молодая амбициозная архитектор Маргарете Лихоцки. Именно поэтому она начинает проектировать многоквартирные дома для венских рабочих и служащих, трудясь в бюро Адольфа Лооса, автора знаменитого «Дома без бровей». Вместе с Лоосом совсем еще юная Грета проектировала жильё для инвалидов Первой мировой войны, это был дебютный опыт создания доступной среды для людей с ограниченными возможностями.

Талант Маргарете заметил Эрнст Май, он пригласил её во Франкфурт для проектирования типового жилья для рабочих. Для одного их кварталов Гретта создала проект кухни, которая вошла в историю дизайна как «Франкфуртская кухня» и навсегда изменила представление об удобстве и эргономике.

К слову, кухонную бомбу взорвала не Грета. Она лишь оформила идею и воплотила ее в жизнь. В 1869 году в США вышла книга Катарины Бичер «Дом американской женщины». Затем американка Лилиан Гилберт, инженер, дизайнер, мать 11-ти детей и непримиримая феминистка провела свой знаменитый эксперимент с клубничным пирогом. Придумав рабочий треугольник на кухне, Гилберт испекла пирог, сократив количество шагов с 281 до 45, а количество проводимых операций с 97 до 64.
ФРАНКФУРТСКАЯ КУХНЯ

Маргарете подошла к проектированию кухни с немецкой педантичностью. Она взяла секундомер, рулетку и провела день на обычной кухне. Сама Маргарете готовить не умела, даже кофе не варила, но передвигаясь много часов по маршруту готовящей женщины и, рисуя траектории, смогла систематизировать и оптимизировать самые повторяющиеся их них. Результаты замеров её удивили: из-за нерационального устройства традиционного кухонного пространства домохозяйки проходили по несколько километров в день. И тогда появился проект знаменитой «Франкфуртской кухни». Прогрессивная австрийка выбрала для вдохновения корабельный камбуз и право женщины на свободное время.

Это была революция. На 6,5 квадратных метрах Маргарете разместила модульные секции, которые рационально заполняли всё пространство до последнего квадратного сантиметра. Кухонная мебель была безжалостно лишена ножек и установлена на бетонный подиум. Так появились первые образцы встраиваемой мебели. Дизайн определялся жёсткой функциональностью: плита – справа, двойная мойка – слева, навесные шкафы со скользящими дверцами. Табурет – крутящийся. Лампа – подвесная. Элементами предметного дизайна на «франкфуртской кухне» стали «шюттенки»: выдвижные контейнеры для хранения сыпучих продуктов. Их было ровно 18.
Еще одним удобным решением стала раздвижная дверь между кухней и гостиной: готовить клубничный пирог на ужин и присматривать за детьми теперь можно было одновременно.

Угольные и дровяные печи ушли в прошлое. Над газовой плитой Маргарете предложила сделать вытяжное отверстие. Так на кухне появилась первая вытяжка. Чисто, компактно, функционально. Немцы очень быстро оценили достоинства чертежей, и за короткий период во Франкфурте было спроектировано и построено несколько десятков тысяч таких кухонь. Время вносило свои изменения в дизайн-проект: менялся размер, цвета, фактуры, появился холодильник, бытовая техника стала встраиваемой. Но плита по-прежнему справа, а мойка – слева. Эргономическим решениям Маргарете Лихотски почти сто лет.
Маргарете спроектировала кухню, сделавшую её знаменитой, когда ей было всего тридцать. Впереди её ждала долгая сложная жизнь. Тридцатые годы прошлого века архитектор провела в СССР, где проектировала промышленные города, в том числе Магнитогорск. По возвращении в Германию была схвачена Гестапо, а после провела 4 страшных года в концлагерях. Оставшуюся часть жизни работала над проектированием частных домов, консультировала архитектурные проекты на Кубе и в Китае.

Города, кварталы, детские сады... Маргарете Шютте-Лихоцки прожила 102 года. Свой столетний юбилей она отметила, вальсируя с мэром Вены. До конца жизни она читала лекции, выступала с докладами, и получала награды в области дизайна и архитектуры.
Наталья Стёпина
Елизавета Ширяева
Оценка качества статьи.
Пожалуйста, оцените качество материала, насколько он был вам полезен. Это очень важно для нас.
Понравилась ли вам статья? Узнали ли вы что-то новое?
Благодарим вас за обратную связь! Это очень важно для нас. Мы делаем всё возможное, чтобы контент был максимально интересным, полезным и увлекательным!
Будем рады Вашим комментариям!