RAD.NEWS / ИНТЕРВЬЮ
ОТ ЖИЛЫХ ПРОСТРАНСТВ ДО ДИЗАЙНА САМОЛЕТОВ. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ НИНЫ ЛОПАТИНОЙ
RAD.NEWS / ИНТЕРВЬЮ
ОТ ЖИЛЫХ ПРОСТРАНСТВ ДО ДИЗАЙНА САМОЛЕТОВ. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ НИНЫ ЛОПАТИНОЙ
НИНА ЛОПАТИНА

Архитектор, дизайнер интерьера;

Владелец архитектурного бюро "Nina Lopatina Architects";

Автор ряда исследований в области дизайна;

Спикер, участник конференций и деловых программ;

Преподаватель Русской Академии Дизайна "РАД";

Амбассадор немецкого завода электроустановочных изделий JUNG;

Соавтор курса "Спиральная динамика в построении отношений с клиентом".

В этот раз гостем портала RAD.NEWS стала архитектор и дизайнер Нина Лопатина. В сегодняшнем интервью вы познакомитесь с профессионалом, чье бюро создает проекты офисов, квестов, спа-салонов и даже бизнесджета. Вы из первых уст узнаете, почему многие дизайнеры предпочитают именно коммерческие объекты, как профессионалы выстраивают коммуникацию с потенциальными заказчиками, а также как вам может помочь спиральная динамика в общении с клиентом. Ответы на все эти вопросы вы найдёте в нашем сегодняшнем материале.
Нина, почему вы пришли в архитектуру и дизайн? Что повлияло на ваш выбор? Это осознанное решение или хобби, которое вылилось в профессию?

В 8 классе я поняла, что мне нравится два аспекта – это точные науки: математика, черчение, и художественное направление. Я как раз училась в художественной школе. Архитектура – это по сути единственное направление, которое находится на стыке этих двух составляющих. В 8 классе я поехала в МАрхИ, мне там очень понравилось – само здание, атмосфера. Тогда я решила – буду здесь учиться. В 9 классе я пошла туда на курсы, затем поступила в колледж, а дальше в МАрхИ. До последнего года я училась на стандартной архитектуре, а после выбрала промышленную.



Расскажите о начале вашей карьеры. С какими трудностями вы сталкивались?

Мои первые проекты были до обучения, то есть на момент, когда я закончила ВУЗ, у меня было восемь лет опыта работы. Только поступив в колледж, я сразу устроилась помощником архитектора и осталась в этой должности на два года. Затем я работала в разных компаниях, но была уже единственным архитектором, то есть все проектные решения были за мной. Безусловно, это дало мне хорошее развитие в профессии, ведь помимо получаемого опыта я училась нанимать людей и управлять ими.

Однако минусы тоже были. Во-первых, на развитие вас как профессионала всегда хорошо влияют наставники. Очень важно учиться у более опытных и иметь возможность работать с этими людьми. У меня такой опыт был, получается, только первые два года. Во-вторых, в будущем мне не хватало опыта работы снизу – я не всегда понимала боли и потребности наемных сотрудников, потому что сама практически им никогда не была.

Modern black freestanding single ended bath-tub 70 76705
Шоурум Innowview. Фото: http://ninalopatina.ru
Как вы пришли к открытию собственного бюро?

Я открывала свою компанию уже 4 раза. У меня было первое бюро такое же, как и сейчас – «Nina Lopatina Architects», совсем недавно я к нему вновь вернулась. Однако различия все же есть. В первый раз я нанимала людей без большого стажа, потому что я и сама несильно в себя верила. Было страшно взять на работу сотрудника опытнее себя, ресурсов нет, хочется сэкономить. Получается, что я платила зарплату людям, но работала все равно больше всех. Второе бюро было с партнером – в нем мы вместе осваивали и руководство сотрудниками, и работу с клиентами. Было более продуктивно. Третье бюро появилось тогда, когда я решила полностью уйти в коммерческую недвижимость. Оно называлось «Buro 3.0» – открывала его тоже с партнерами. Для меня это был хороший опыт построения бизнес-модели совместно с инженерным направлением. Сейчас я вернулась к началу, но преимущественно занимаюсь общественными пространствами.
Квест Клаустрофобия Пещера Индейцев. Фото: http://ninalopatina.ru
Почему вы предпочитаете коммерческие объекты?

Сначала у меня появились заказы на крупные офисы для больших компаний. Я начала этим заниматься, потому что мне было интересно. Потом стали приходить какие-то общественные объекты очень необычного назначения – квесты в реальности, спа-комплекс, самолеты, база для обслуживания бизнесджетов. Сейчас, например, много работаем с медицинскими пространствами.

Во-первых, коммерческие объекты – это очень интересно. Я каждый раз делаю что-то новое, полезное, что использует много людей.

Во-вторых, общественные интерьеры меня вдохновляют гораздо больше. Если в заказе производственное помещение, завод или столовая, например, – это сложное многофункциональное пространство, где мы учитываем дневное освещение, разные комбинации инженерных технологий, то есть сама по себе эта работа гораздо интереснее и динамичнее.

Кроме того, есть личностные факторы – заказчики жилых объектов имеют большую вовлеченность в проект, иногда это происходит неадекватно – они приходят домой и назначают встречу дизайнеру на утро субботы, к примеру. Я уже давно привыкла работать только в будние дни, но есть люди, которые не умеют расставлять границы. Затем клиент приходит и начинается: «давайте еще поищем», «а почему это столько стоит», «мне не нравится цвет» и так по каждой детали. Заказчик общественного интерьера, сотрудничая со мной по дизайну офиса, доверяет мне работу. Решение принимается быстро, есть сжатые сроки, что колоссально влияет на рентабельность проекта. Конечно, есть люди, которые очень любят плотное взаимодействие со своими клиентами как с родными, но у меня такой задачи нет. Я человек корпоративный больше.
Дизайн-проект бизнесджета. Фото: инстаграм @nina_lopatina_architect
Какие советы вы могли бы дать начинающему дизайнеру?

Я бы посоветовала изначально идти туда, к чему душа лежит. Если хотите работать с общественными интерьерами, то идти в этот сегмент через жилые весьма странно. Это то же самое, если я пойду строить мосты, но сначала научусь проектировать выставочные стенды. Затем я бы рекомендовала на черчение нанимать людей с архитектурным образованием. Более того, важно, чтобы каждый занимался своим делом, поэтому наверное главный навык для дизайнера – умение делегировать. Так он будет понимать, что чертит у него архитектор, комплектует комплектатор. Не забывайте снимать с себя текучую работу, на которую мы постоянно тратим лишнее время, а потом не понимаем, как я, руководитель, еду на другой конец города за дверной ручкой.



На ваш взгляд, какими качествами должен обладать профессионал?

Гибкость, лояльность, умение видеть, что люди другие. Для меня важно свои амбиции не ставить вперед заказчика. Если вам давно хотелось нарисовать какую-то штуку или купить именно такое кресло, а ваши ожидания не совпадают с тем, что представляет себе клиент, оставьте эти идеи на будущее. Важно работать с заказчиком в одной команде.
Шоурум компании Jung. Фото: http://ninalopatina.ru
У дизайнеров часто возникает проблема – не могут найти клиентов и правильно продать свои услуги. Какой совет вы можете дать, чтобы распрощаться с этим незнанием навсегда?

Сегодня для дизайнера важно первое – найти свою уникальность, и второе – построить личный бренд. Рассказывайте о том, чем вы занимаетесь, давайте визитки, освойте навык минутной презентации и ищите как можно больше людей, заинтересованных в том, чтобы вас выбрали в качестве профессионала.

У меня в основном большой приход клиентов от публичных выступлений на выставках и конференциях. Я осознанно знакомлюсь с людьми в большом количестве, общаюсь с ними и всегда нахожу, где я могу быть им полезна. Но есть другие инструменты, например, обзванивать всех своих старых клиентов. Говорите: «Здравствуйте! Как у вас дела? Не нужно ли нам вместе поработать? У меня такие-то новости». Найдите повод, например, поздравьте с наступающим Новым годом. Понимаю, что это сложно и психологически нужно сделать над собой усилие, особенно, если что-то во время работы прошло не гладко. Но тем не менее, этот метод работает практически всегда.
Офис компании Kimberly Clark. Фото: http://ninalopatina.ru
И последний вопрос. Я знаю, что вы достаточно глубоко погружены в спиральную динамику. Как этот инструмент помогает вам в общении с заказчиком?

Если коротко, то спиральная динамика – это эволюция ценностей человека. В принципе любая живая система развивается по законам этой теории. Я глубоко изучаю ее, потому что многие вещи для нас становятся понятны и наглядны. Мы начинаем видеть закономерности. А самое главное, подмечаем, почему некоторые люди делают не так, как мы хотим, почему они нас не слышат, почему реклама не работает, почему мои клиенты, муж с женой, не могут договориться и как им в этом помочь.

Изучая спиральную динамику, мы анализируем сами себя, понимая, что для нас будет важно, например, через год или пять лет. Более подробно, конечно, стоит изучать теорию по книгам и курсам. Большая проблема – литература по теме написана очень сложным научным языков в достаточно плохом переводе. Однако я все же могу посоветовать две книги – «Спиральная динамика» Дона Бека и Криса Кована, а также вторая «Спиральная динамика на практике» нескольких объединившихся авторов. У меня даже пари есть – тот, кто прочитает до конца первую книгу, того я приглашу на обед. За все время, а это три года, я еще не встретила ни одного такого человека. Поэтому я в вас верю, читайте! Пишите мне в инстаграм (@nina_lopatina_architect) и мы вместе пообедаем.

Если бы каждый дизайнер смог освоить эту теорию и применить ее на практике, ему было бы проще общаться с клиентами, понимать их психологию и увеличивать скорость совместной работы. Это всегда помогает при привлечении заказчиков, их удержании и эффективной коммуникации. Освоив эту теорию, у вас откроется совершенно другая картина мира.
Шоурум компании Jung. Фото: http://ninalopatina.ru
Елизавета Ширяева
Оценка качества статьи.
Пожалуйста, оцените качество материала, насколько он был вам полезен. Это очень важно для нас.
Понравилась ли вам статья? Узнали ли вы что-то новое?
Благодарим вас за обратную связь! Это очень важно для нас. Мы делаем всё возможное, чтобы контент был максимально интересным, полезным и увлекательным!
Вам также может быть интересно